Чтобы избежать этого диагноза, нужна профилактика плоскостопия. А тем малышам, которым врач-ортопед поставил диагноз «плоско-вальгусные стопы» или у родителей которых (а также бабушек, дедушек и даже тетей и дядей) есть подобный диагноз, такая профилактика просто необходима. Дело в том, что свод стопы формируется до 3-летнего возраста, и в этот период нужно наиболее активно заниматься ножками вашего малыша. Важно знать, что при деформации стоп понижается опорная функция, а это, в свою очередь, ведет к дефектам осанки.
Профилактику следует начинать практически с самого рождения малыша. Для начала во время проведения массажа не забывайте делать акцент на стопах, а именно на выполнении «7», а затем, когда ваш ребеночек сядет или поползет (в зависимости от того, что будет раньше), сразу надевайте ему ботиночки (которые нужно снимать только перед сном малыша). Ботинки должны быть обязательно с высоким задником, на сплошной подошве с каблучком высотой 0,5 см и занимающим площадь 2/3 всей подошвы. Желательно, чтобы ботинки были на шнурках (т. к. обувь должна плотно фиксировать ножку). Подобную обувь следует носить как минимум до 3-летнего возраста. Ребенку не стоит разрешать дома бегать босиком, так как на полу стопа уплощается, и это приводит не только к поперечному, но и к продольному плоскостопию. Босиком нужно бегать летом по травке, песочку, щебню, гравию…
При плоскостопии массаж следует проводить непосредственно на ножках и ягодицах малыша 1 раз в 1,5-2 месяца, а массаж с дополнительной профилактикой нарушения осанки – 1 раз в 3-4 месяца с акцентом на спину, поясницу и животик ребеночка. Также профилактическую пользу при плоскостопии окажет хождение босиком по специальному коврику с камушками. А если ваш ребенок уже подрос до 1,5-2 лет, то с ним можно начинать игру «кто дольше проносит подушечку на голове». Подушечка может быть выполнена из куска любого материала размером примерно 10х10 см, в который зашита чечевица или любая другая крупа. Ношение подушечки полезно и помогает исправить осанку в любом возрасте.
Массаж при плоскостопии будем проводить следующим образом:
Начинаем со ступней: растираем подошвенную часть ладонью или ребром ладони, от пяточки к пальчикам. Большим пальцем разминаем всю стопу и пальчики. Затем «рисуем» цифру 7 подушечкой своего большого пальца от основания большого пальчика ребенка к основанию его мизинчика и по наружной стороне ступни к пяточке. Далее растираем межпальцевые промежутки на тыльной поверхности стопы и круговыми движениями растираем мыщелки (костные выступы на нижней части голени). Затем можно выполнить поворот стопы, для этого одной рукой фиксируем ногу за мыщелки, обхватив ее с задней поверхности, а второй плавно двигаемся по внутренней поверхности стопы от пяточки к пальчикам, разворачивая стопу наружу и чуть-чуть приподнимая кверху зону большого пальца ноги ребенка.
Проводим массаж голени, поглаживая, растирая и разминая ладонями обе её стороны, делаем акцент, поколачивая и пощипывая кончиками пальцев внутреннюю поверхность голени (помним, что массаж на голени проводится от голеностопного сустава к коленному).
Массаж бедер и ягодиц проводим без особых акцентов – поглаживая, растирая и разминая мышцы бедра по ходу расположения кости, а на ягодицах можно проводить массаж в любом направлении. Единственным дополнением будут обязательно включенные элементы вибрации (пощипывание, поколачивание ребром ладони и, по желанию, встряхивание).
Массаж спины также почти ничем не отличается, нюансом тут будет более длительное и тщательное растирание, разминание (особенно крестцового «треугольника») и вибрационные приемы (помним, что ударные приемы на спине нужно проводить не затрагивая область почек).
Важным элементом в лечении плоскостопия является гимнастика.
Упражнение 1. Ребенок, сидя на стульчике, катает по полу вперед-назад сначала одной, а затем второй ножкой скалку, небольшой мячик или стеклянную бутылку.
Упражнение 2. Ребенок сидит на полу, согнув ножки в коленях, пяточки при этом плотно прижаты к полу и не отрываются от него на протяжении выполнения всего упражнения. Перед малышом мама расстилает салфетку или небольшое полотенце, на которое ставит шкатулку, машинку или какой-либо другой тяжелый предмет. Движениями пальцев сначала одной, а затем другой ноги малыш старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце или салфетку.
Упражнение 3. Малыш сидит на полу с вытянутыми прямыми ножками, затем большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену, как бы поглаживает. Затем принимает исходное положение. Такое же движение выполняется другой ножкой. Всего достаточно 3–4 повторений.
Упражнение 4. Ребенок, сидя на полу (колени согнуты), попеременно сначала пальчиками одной ножки, потом другой, собирает в две кучки (одна слева от него, другая справа) мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, пластмассовые колпачки, прищепки для белья…). Когда кучки собраны, ребенок опять попеременно перекладывает пальчиками ног предметы из одной кучки в другую, стараясь не допускать их падения при переносе.
Упражнение 5. Ребенок сидит на полу (колени согнуты), в пальцах одной ножки зажимает карандаш, а другая ножка придерживает лист бумаги, разложенный перед ним. Малыш должен, не прибегая к помощи рук, постараться нарисовать знакомые геометрические фигуры, дождик, солнышко… Затем нужно переложить карандаш в другую ножку (можно помочь малышу в этом) и повторить рисунки.
Упражнение 6. Можно выполнять как сидя на полу с согнутыми коленями, так и стоя (но в этом положении малыша необходимо придерживать). Стопы как бы ползут друг за другом (пальцы одной ножки прижаты к пяточке другой). Сгибая пальцы ног, малыш продвигает пятки вперед, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется. После этого нужно поменять положение ног таким образом, чтобы ножка, которая была впереди, разместилась сзади (пальчики ножки, стоящей позади, также прижаты к пяточке ножки, стоящей впереди), и движения своеобразной «гусенички» повторяются в этом положении.
Упражнение 7. Малыш сидит на полу с согнутыми коленями, прижимая друг к другу подошвы ножек, и выпрямляет колени как можно больше, но пальцы и пятки при этом должны быть вместе. Затем возвращает ножки в исходное положение. Еще 3-4 раза пробует выпрямить колени и возвращает ножки в исход-ное положение.
Упражнение 8. Сидя на полу с выпрямленными коленями, малыш описывает ступнями круги в разных направлениях, попеременно сгибает и разгибает стопы (мама руководит движениями малыша).
Упражнение 9. Стоя на полу, малыш разводит и сводит выпрямленные ножки, перемещая попеременно пятку-носок, а подошвы при этом от пола не отрываются.
Упражнение 10. Сидя на полу (колени согнуты), ребенок стучит по полу пальчиками ног (пятки не касаются пола). Колени в процессе упражнения то выпрямляются, то сгибаются.
Упражнение 11. Ребенок ходит на пяточках, стараясь не касаться пола ни пальчиками, ни подошвой.
Упражнение 12. Ребенок передвигается только на наружной поверхности стопы, не опускаясь при этом на подошву.